Спайдервуман от Мило Манара
Не успело американское общество оправиться от потрясения, вызванного веселой гавайской рубашкой астрофизика Мэтта Тэйлора, как моральным устоям был нанесен очередной коварный удар. Издательство Marvel все же решилось отправить в печать альтернативный вариант обложки комикса Spider-Woman, нарисованный культовым художником Мило Манарой. Шок, трепет, блогеры негодуют, журнал TIME в ужасе.
На самом деле, скандал разразился гораздо раньше – в августе, когда результат сотрудничества Marvel и легендарного итальянского автора появился на просторах сети. И был немедленно воспринят (преимущественно американскими) интернет-пользователями штыки, потому что на обложке комикса было изображено Страшное.
Девушка в неестественной позе с очень выразительной задницей. (кликабельно)
“У человека не может быть такой жопы. Она стоит в неестественной позе. Это сексизм”. Хотелось бы, конечно, знать, с каких пор люди стали заботиться об анатомической достоверности персонажей в комиксах.
В смысле, эй, это ведь женщина-паук. Она умеет стрелять паутиной. Она прилипает к стенам. У нее иммунитет к ядам. Она перемещается по городу, прыгая по небоскребам. Это, черт возьми, комикс! Вас действительно волнует форма ее задницы?
Разумеется, издательству пришлось оправдываться. Вице-президент Marvel выступил с заявлением, среди строк которого явно читалось замешательство: “ну, вы знаете, Мило Манара рисует с 1969 года, и всегда делает это именно в этом стиле”. Разумеется, это не помогло компании избавиться от обвинений в сексизме.
Проблема объектификации женщин в комиксах действительно существует – но как и существует, допустим, проблема в приверженности многих художников к гипертрофированному насилию. Например, автор моего любимого комикс-блога каждый день выкладывает панели с отрезанными у персонажей руками, и конца этой коллекции пока не видно.
Существует огромное количество очень плохих и откровенно чудовищных комиксов, выезжающих лишь за счет эксплуатации образов полуобнаженного женского тела (см. всю продукцию Zenescope Entertainment).
Но очевидно, что это не тот случай: Манара – всемирно признанный автор множества комиксов и эротических иллюстраций, за свою жизнь успевший поработать даже вместе с Федерико Феллини.
В каком-то смысле этот скандал – история о разнице между Новым светом и Старым: сам Манара даже не понял, что именно от него хотят эти странные американцы и начал доказывать анатомическую естественность изображенной позы, выложив несколько скетчей с другого ракурса. Но, как и скандал с рубашкой астрофизика, эта история также о другом. Феминизм и сексизм здесь ни при чем: просто важно помнить, что среди последователей любой, даже самой прогрессивной идеи, непременно появляются агрессивные мудаки.
-Станислав Куприянов